Ключевое:
Как преодолеть ступор и найти новые возможности в кризис
Кризисные времена часто вызывают у предпринимателей чувство ступора и беспомощности. Однако именно в такие моменты открываются новые перспективы. В подкасте «Авоська Опыта» эксперты Камиль Калимуллин, Екатерина Кузнецова и Наталья Красильникова обсудили, как перезагрузить мышление и адаптировать бизнес к изменившимся условиям.
1. Выход из ступора: с чего начать?
Первое, что нужно сделать — осознать свои страхи. Наталья Красильникова предлагает простой, но эффективный метод:
- Выписать все, что пугает (например, потеря доходов, неопределенность).
- Разделить страхи на те, что связаны с кризисом, и те, что были раньше.
- Перевести угрозы в возможности (например, если клиентов стало меньше — усилить digital-маркетинг).
Екатерина Кузнецова советует вернуться к основам:
- Определить миссию бизнеса — зачем он существует?
- Понять, насколько текущая деятельность соответствует ценностям.
- Сфокусироваться на уникальности — это поможет выделиться среди конкурентов.
2. Ключевые тренды после кризиса
Эксперты выделили несколько направлений, которые будут активно развиваться:
- Цифровизация (Digital)
Без онлайн-каналов бизнесу будет сложно выжить. Даже традиционные ниши (например, кинотеатры) ищут способы уйти в digital (стриминг, виртуальные события). - Доставка и сервисы
Спрос на доставку растет — теперь заказывают не только еду, но и сложные товары (например, горячие напитки). - Образование и удаленная работа
Рынок онлайн-образования вырос на 81% за месяц. Компании все чаще нанимают удаленных специалистов из разных стран. - Здоровье и медицина
Люди стали внимательнее относиться к самочувствию. Это открывает новые ниши: телемедицина, доставка лекарств, wellness-сервисы. - Кооперация вместо конкуренции
Бизнесы объединяются, чтобы выжить. Например, рестораны создают общие службы доставки, а малые компании входят в альянсы с крупными игроками.
3. Что делать прямо сейчас?
- Анализируйте свою бизнес-модель — что можно перенести в онлайн?
- Используйте время для обучения — освойте новые навыки (маркетинг, автоматизация).
- Общайтесь с командой — вместе ищите нестандартные решения.
- Экспериментируйте — тестируйте гипотезы, даже если они кажутся рискованными.
Главный вывод: Кризис — не время для паники, а возможность пересмотреть стратегию. Как сказала Наталья Красильникова: «Предприниматели умеют вести за собой. Останьтесь с собой, рискуйте — и у вас все получится».
Аудиозапись
Транскрибация
Время прочтения(в минутах): 23
[Камиль] (0:01 — 0:30)
Всем привет, Авоська Опыта приветствует вас. Это наш первый подкаст и сегодня тема, о которой мы поговорим, как преодолеть состояние ступора и начать работать над возможностями своего рынка. Меня зовут Камиль Калимуллин, я предприниматель, руководитель компании advantshop.
И сегодня в гостях у нас Екатерина, управляющая партнер проекта магазин подключ.рф и Наталья, визионер и предприниматель. Екатерина, Наталья, привет.
[Екатерина] (0:31 — 1:50)
Добрый день, Камиль, добрый день, коллеги. Меня зовут Екатерина Кузнецова, хочу сказать несколько слов о себе. Я начала свою карьеру в маркетинге 24 года назад.
Проработала в западных российских компаниях 16 лет и потом основала свое агентство. Маркетинг и креативное агентство Fingertips, а уже в 2015 году появился розничный проект магазин подключ.рф. Я также преподаю MBA в высшей школе Мирбиса и веду мастерскую стратегии бизнеса в Академии Вордшоп. Но еще и архитектор.
Я много работаю с собственниками. И вижу, что текущая ситуация нас сейчас многих ставит в очень непривычное положение беспомощности. Я сама как собственник периодически переживаю такое положение, теряю систему координат.
И в принципе считаю, что это нормально. Потому что текущий кризис, который мы сейчас переживаем, в принципе не имеет аналога нам истории человечества. Мы сейчас все парализованы, весь мир парализован.
И, собственно говоря, мы очень мало что можем сделать, сидя дома, в тех условиях ограничений, которые мы имеем. Но, к счастью, я специализируюсь на стратегии. И она, в принципе, дает ответы на вопросы, как же нам теперь жить и как нам плыть при таком сильном ветре, волнах и тем, что происходит сейчас во внешней среде.
Наталья?
[Наталья] (1:51 — 3:13)
Всем привет. Меня зовут Наталья Красильникова. Я принесла свои 20 лет опыта в бизнес, в нашу авоську опыта.
Занималась я и консалтингом, и IT-сферой, и открытием собственных проектов. Я сооснователь проекта «Спортмашина». Мне, честно говоря, нравится то, что сейчас происходит.
Потому что у людей как-то резко перезаряжаются мозги. Все, что происходило до этого очень медленно, долго, приходилось долго объяснять, переубеждать, рассказывать, учить. Сейчас люди просто внезапно открыли уши, открыли мозги, готовы слушать, готовы действовать.
В большинстве своем предприниматели очень позитивные люди. И все пытаются обсудить вопрос. Слушайте, я потерялся, я, может быть, там сейчас не знаю, как именно поступить на первом, втором и третьем шаге.
Но, в принципе, я все равно не хочу покинуть бизнес. Никто не хочет пойти работать в нами. Я вижу огромное количество клиентов и партнеров, и коллег своих.
И такой мысли ни от кого не слышал еще, честно скажу. То есть все говорят, да, наверное, будет как-то по-другому. Я пока, может быть, не очень понимаю, как.
Но как-то будет. Поэтому я скажу, что коронавирус — это принципиально другие возможности рынка. Люди никуда не делись с планетой Земля.
Спрос тоже никуда не делся. В том числе спрос платежеспособный. Просто, да, у нас немножко другая конкурентная среда.
И у нас есть прекрасные шансы реализовать абсолютно принципиально новые идеи. Камиль?
[Камиль] (3:13 — 4:20)
Отлично, да. Да, все представились. Мне очень приятно сегодня вести этот эфир.
Хотел бы начать вот с такой истории. Ребята, мне позвонил мой знакомый. Он предприниматель, занимается кинобизнесом.
У него сеть кинотеатров. Мы все знаем, что кинотеатры запретили. И у него такое даже состояние шока.
То есть он находится в большом таком ступоре. Все это понятно. Все, в общем-то, говорят со всех экранов, со всех утюгов о том, что слушай, это возможности, все прикольно, все очень классно.
Но есть ребята, которые просто попали в ситуацию, что в его конкретной ситуации фильмов нету, работать нельзя. И, соответственно, вопрос вот как преодолеть этот ступор? Как вообще начать работать над этими возможностями?
Давайте по очереди, да. Как бы вы поступили? Куда вы предлагаете смотреть, Катя?
Как ты считаешь, в какую сторону смотреть моему знакомому, например? Ну и многие, кто нас слушает, наверняка тоже находятся в похожей ситуации сейчас.
[Екатерина] (4:21 — 9:22)
На самом деле действительно многие находятся в похожей ситуации. Я тоже разговариваю с своими клиентами. У меня есть люди, которые владеют сетью салонов красоты.
Есть люди, которые занимаются недвижимостью. Сейчас запретили всякие действия по строительству, например, в Москве. Поэтому я прекрасно понимаю, что это ступор.
Да, это очень неприятная ситуация. Что здесь можно сделать? Ну, во-первых, остановиться и подумать.
Собственно говоря, кризис для этого и дается. Для того, чтобы мы заглянули внутрь, посмотрели на какие-то вещи, которые мы часто, в общем-то, не замечаем в нашей жизни. Подумали вообще, в принципе, почему мы занимаемся этим бизнесом.
Почему мы выбрали этот бизнес? Что в нем важного? Что в нем важно для нас?
Что хорошего мы делаем для людей? И, в общем, смотреть, насколько в гармонии с собой находится то, что мы реализуем в нашем бизнесе. Есть ли что-то другое, что нам важно, но мы этого не делаем.
Понятно, что с точки зрения тактического совета ситуации кинотеатров это, наверное, не очень хороший совет, но я считаю, что это единственная возможная сейчас действие, потому что, собственно говоря, кинотеатры только откроют, когда откроют. И с этим сделать точно ничего нельзя. Но можно что-то сделать с собой.
Я уже говорила о том, что многие предприниматели сейчас чувствуют беспомощность, и мне кажется, что сейчас очень важно вернуть к себе ощущение того, что ты способен что-то сделать, что ты можешь что-то сделать, что ты вообще формируешь среду вокруг себя. И, собственно говоря, отталкиваться нужно от того, что ты чувствуешь внутри. С точки зрения инструмента это поиск своей миссии.
Я верю в то, что каждый человек имеет свою миссию, он приходит с ней на землю, он ее реализует. Более того, я точно знаю, что предприниматели реализуют свою миссию в своем бизнесе, потому что все, что люди делают, это антропоморфно. То есть мы делаем по своему образу и подобию.
То есть человек строит бизнес по своему образу и подобию. Он реализует в нем свою миссию. Это просто однозначно.
Я это наблюдаю на крупных бизнесах, на средних бизнесах, на мелких бизнесах. Конечно, когда уже владелец уходит куда-то там, удаляется от управления бизнесом и оставляет компанию управленцем, это другой вопрос. Но изначально все равно человек выражает себя в бизнесе.
Но, возможно, он этого не знает, возможно, он об этом не очень хорошо думает, возможно, он выражает не совсем так. Поэтому я предлагаю вернуться к истокам. Мы, в общем-то, все творцы своей реальности, жизни и окружения.
И, в общем-то, мы строим свои правила, играем по ним. Как Наташа правильно сказала, хотели бы играть по чужим правилам, пошли бы в нами. Нет, предприниматели не такие люди.
Они как раз заинтересованы делать то, во что они верят, то, что они хотят делать. Поэтому первое, посмотреть внутрь и решить, почему этот бизнес и этот ли бизнес в принципе вообще. Может быть, что-то другое, может быть, что-то более близкое душе, которое помогает реализоваться в лучшей степени.
И, собственно говоря, этот же инструмент, вот эта миссия, которая заставляет нас примкнуться внутрь, она используется как основа стратегических инструментов для разработки стратегии бизнеса. Многие слышали, что в бизнесе прежде всего миссия. И действительно, она помогает выстраивать стратегию, потому что миссия для бизнеса формулируется, грубо говоря, раз навсегда.
А стратегия все-таки у нас разрабатывается в последнее время на три года. Раньше это было пять лет долгосрочной стратегии. Естественно, есть краткосрочная стратегия на год.
Но для того, чтобы… стратегия учитывает всегда внешние параметры, она все время смотрит на то, что происходит вокруг, и она гибкая. Но чтобы не потерять ключевое ДНК бизнеса, нужна миссия.
Потому что именно она определяет, куда мы идем, она определяет, с кем мы работаем и с кем не работаем, она помогает нам строить дизайн бизнес-процессов, она помогает нам в разработке ключевых компетенций, и поэтому обеспечивает прибыльность и рост. Есть много исследований, которые показывают, что компании с миссией более устойчивы и более прибыльны, чем другие компании на рынке. Так что вот я предлагаю сейчас вот это время паузы, время вынужденного сидения дома, вынужденной ситуации, когда мы не можем ничего сделать и смотрим беспомощно на то, что происходит, потратить на то, чтобы посмотреть вглубь себя, определить свою миссию, посмотреть, насколько она соотносится с бизнесом, сформулировать эту миссию в рамках бизнеса, подумать, для кого вы это делаете, чем вы отличаетесь от других.
В принципе, миссия такая штука классная. Она отличает одного человека от другого. Это наша уникальная ценность.
Именно эту нашу уникальную ценность мы можем перенести на свой бизнес. Таким образом отстроиться от всего рынка, от всех конкурентов. Думаю, что стоит прежде всего начать с этого.
[Камиль] (9:22 — 10:04)
Понятно. Я напомню, что мы обсуждаем, как преодолеть состояние ступора, начать работать над возможностями своего рынка. Да, Катя, спасибо тебе большое.
Ты рассказала про какие-то внутренние моменты. Наталья, есть ли у тебя что-то добавить? Какое твое мнение по этому вопросу?
Как все-таки преодолеть это состояние ступора, в котором находятся многие предприниматели, у которых просто голова занята. Вообще они жили по одному маршруту, ходили по одной дорожке, эту дорожку закрыли и непонятно откроют и так далее. Как перейти к чему-то, начать жить какой-то жизнью в этом состоянии?
Из этого состояния как перейти?
[Наталья] (10:05 — 16:34)
Я так думаю, честно говоря, Камиль, что рецепт во все времена, в любые кризисы, не только в текущем состоянии, он один и тот же. И он себя прекрасно зарекомендовал. Если вы конкретно чувствуете, что вас накрыло, вы вообще не понимаете, как начать шевелиться, я бы сделала очень простую вещь.
Возьмите лист бумаги, возьмите ручку, положите перед собой и со всей искренной откровенностью напишите все, что вас настолько напугало, что вы боитесь даже шевелиться, что вы пришли к выводу, что вы никуда не можете двинуться и пойти, что вы ничего не можете сделать. Вот все, что начинается для вас боюсь, не могу, не знаю, пугает, приводит в ужас, шокирует, просто напишите все это перед свои глазами. Вот мой совет из своего бэкграунда профессионального спортсмена, скажу, да, загляните в эту бездну, страху на максимум.
Можете прям даже себе рядом свечку зажечь, чтобы точно подальше подсветить телефонарик, там, не знаю, направить. Зачем? Напишите после этого, возьмите второй лист, погрузитесь в страх глубже, напишите все, что вас пугало до начала этой коронавирусной пандемии, когда вы вполне себе могли куда-то ходить, но все равно в бизнесе что-то не делали, потому что было страшно, стремно, непонятно, непонятно на какие средства и так далее.
Значит, это все напишите. Потом возьмите третий лист бумаги, можете взять розовый, если вам этот цвет нравится, кому-то зеленый нравится. А дальше, честно, возьмите и запишите всех сотрудников, всех соратников ваших, которые, по-вашему, действительно что-то стоят на рынке труда.
Это люди, у которых есть эксклюзивные компетенции, компетенции как таковые. Это люди, которые что-то стоят. У меня очень простой тезис.
Бизнес – это люди. Вот ваш коллега, который позвонил, Камиль, я думаю, что он обладает уникальнейшей командой, уникальнейшей командой специалистов в том городе, где у него находится кинотеатр. И можно просто откровенно вовлечь людей, поговорить с ними вместе.
А что вообще мы умеем делать? Ради чего мы здесь собрались, как сказала Екатерина? Что нас объединяет?
Во что мы верили, начиная этот бизнес сколько-то лет назад? Это же гигантские деньги, это активы, это огромные сложные задачи. И они все это прошли, они совсем с этим справились.
То есть у этой команды есть невероятный запас плавучести. Точно так же, как и у каждого другого бизнесмена. Если вы сегодня попали в ступор и не знаете, как действовать сейчас, сегодня, но у вас уже есть опыт создать бизнес, поверьте, мне не в меньшей неразберихе, чем сегодня вы это делали.
И вы с этим справились, наши уважаемые слушатели. Значит, вы знаете какой-то такой секрет, персонально ваш, почему это работает. Вот если вы переписали все свои страхи, дальше посмотрите, переверните эти два листа и увидите, что какие-то вещи вообще повторяются.
То есть они не связаны никак с кризисом текущим, они не связаны с пандемией, они связаны с тем, что вы просто пока на эту минуту не придумали, как с этим поработать. Уникальные возможности сегодня заключаются в том, что огромное количество больших бизнесов, больших брендов, прекрасных специалистов, так же, как и мы сейчас, сегодня, просто шарят свою экспертизу. Вы можете задавать вопросы лучшему из лучших и получать предметные ответы.
А могу ли я в этой ситуации попробовать вот с этим работать? И как именно? Здесь можно взять любую конкретику, то есть для того же кинотеатра.
Я не знаю, куда пойдет эта команда, не могу даже там себя представить, наверное, но есть возможности поработать вообще, например, виртуальным контентом, но не кино, а современного формата создания нового контекстного какого-то формата, создания каких-то записей или еще чего-то. Не китайское количество связей, они наверняка были когда-либо базой для проведения кинофестивалей, у них все это есть. И все, что нужно, это контакты, связи, люди.
И нужно взбодрить свою команду, заставить этих людей включить мозг. Если мы сидим дома, мы тоже с вами сейчас сидим там по домам, и не ездим как непрерывные бизнесы на работу, мы все равно можем работать. Нам придется научиться работать в другом формате, но это просто вызов.
Мы сильные личности. Основа нашей миссии всегда наше «я». То, во что мы верим.
Верим искренне, на самом деле, глубиной души и сердцем. Поэтому доставайте это просто на поверхность, ничего не смущайтесь. Вы — это вы.
И такого второго человека, как вы, на планете больше нет. Только вы можете это сделать именно таким способом, который воспримут именно ваши клиенты и ваши потребители. Они уже вас за что-то любят.
Они уже за что-то вас ценят. Они поэтому отдали эти деньги за эти сервисы, продукты, товары и услуги именно вам. Значит, вы знаете секрет, почему для них это оказалось важным.
Поэтому просто поверьте себе, поверьте в этом смысле в себя. Углубите свою веру. Поговорите об этом со своей командой.
Как только вы почувствуете, что вы в этом не одиноки, а это так, не только вы единолично испытываете сейчас этот страх, эту печаль и эту дезориентацию. Это испытывают разные люди, и это нормально. И точно так же вы, как и многие прекрасные лидирующие компании, можете попробовать позицию лидерскую внутри своего бизнеса занять и предложить людям, слушайте, давайте вместе думать.
Все компетенции, которые у нас есть, описываем, заносим, смотрим, дальше выберем всего многообразия, на что будем делать ставку. Самое главное в бизнесе – это ваша команда. Она никуда от вас не делась.
Она никуда не пропала. Слава Богу, надеюсь, что там все живы и здоровы. Или кто-то там активно борется и выздоравливает.
Но тем не менее, жизнь-то на этом не заканчивается. Мы будем жить дальше просто несколько по иным правилам. И вот эти правила вы можете сформулировать в том числе сами.
Я считаю, что сегодня рынок открывает гигантское количество возможностей и к тому же ломает барьеры. То, на что раньше была неспособна государственная власть, она пошла в открытый формат, она пошла в соцсети гораздо активнее, и им за это респект. Многие государственные корпорации там открывают и шарят знания, то, что раньше делали только корпоративный бизнес.
Огромное количество больших брендов вообще открыло доступ бесплатно к своим продуктам. Пользуйтесь возможностями. Это уникальная ситуация, когда вы можете встать на другой порядок ведения своего бизнеса.
Я считаю, что когда вы просто просмотрите и просеете весь лист своих страхов, попробуйте поработать с этим как в SWOT-анализе. Все угрозы перевести в возможности. Действительно, прям к каждому пункту.
Так что я больше всего боюсь? Что я с этим могу сделать? Кому я могу задать вопрос, чтобы мне на него ответили?
И пишите нам, задавайте вопросы в канал. Да, Камиль?
[Камиль] (16:35 — 17:50)
Да, Наталья, очень интересное и правильное замечание. Я, в общем-то, хочу тоже подтвердить, что огромное влияние на результативность, действительно, вера в то, что вы выйдете из этой ситуации. Я считаю, что это ключевое.
И поэтому я солидарен. И Катя правильно сказала, Наталья, ты правильно сказала, что определенный настрой, правильный, он позволяет свернуть горы. И сейчас к тому, что происходит, конечно же, нужно относиться к возможностям.
И действительно, какие-то дорожки закрылись. И даже закрылись не то что дорожки, а подступы к этим дорожкам. Но сейчас надо просто повернуть немножко голову влево-вправо и посмотреть, какие дороги открываются.
Посмотреть, с кем, как вы можете отработать сейчас по этим дорогам. И, соответственно, начать двигаться в эту сторону. И мы как раз говорим сейчас о том, как преодолеть состояние ступора.
И обсуждаем, как начать работать над новыми возможностями. Поэтому я хотел бы, коллеги, обратиться к вам. Ну, Катя, наверное, к тебе в первую очередь.
Какие ты видишь сейчас тренды? Куда нужно смотреть? Куда нужно повернуть головой?
В какую сторону? Потому что многие находятся в ступоре и просто даже не знают, куда смотреть. Давайте вот это обсудим.
Екатерина.
[Екатерина] (17:51 — 26:20)
Да, спасибо, Камиль. Давайте обсудим. Я сначала хочу сказать про краткосочный тренд.
Сейчас действительно, как Наталья сказала, даже государственные компании поворачиваются лицом к людям. Но, естественно, весь бизнес сейчас поворачивается лицом к людям. И у меня сейчас, например, открыта вкладка AdIndex, который фиксирует то, каким образом компании помогают людям.
Например, Курино жертвует корма организациям по защите детей. Татнефт передала школьникам технику для удаленного обучения. Яндекс делает бесплатные тесты на коронавирус и так далее, и так далее.
Компании стараются безвозмездно помогать людям. Но потому что действительно ситуация, как я уже сказала, мы в такой ситуации не находились никогда в жизни. И очень приятно видеть, что бизнес помогает.
И я вам предлагаю тоже подумать, как вы можете помочь. Например, вот мы сделали этот канал «А вы с ком?» Это, собственно, бесплатная возможность получить опыт таких людей, как Наталья, Камиль и я. Мы все консультанты, мы все, в общем-то, продаем свои часы за деньги.
Сейчас мы это делаем бесплатно для того, чтобы помочь вам разобраться в ситуации. Но это краткосочная история. Естественно, коронавирус повлияет на то, что происходило раньше, поменяет тренды.
Тренды, в принципе, это такие большие тенденции, которые происходят во внешнем мире. Пользуйтесь вы ими или нет. И я думаю, что некоторые тренды усилятся, некоторые тренды сломаются, некоторые тренды останутся без изменений.
И я хочу поговорить как раз о тех, кто усилится и о тех трендах, которые сломаются. Ну, самая очевидная история, конечно же, Digital. Я думаю, что сейчас все мои коллеги скажут несколько слов про эту историю, про Digital, про усиление тренда Digital.
Я хочу дать свой ракурс, очень важный, на мой взгляд. Нас сейчас всех посадили дома, и, собственно говоря, Digital стал единственным, практически единственным каналом коммуникации, вообще всего. То есть нам заменили наш реальный мир, а мир Digital.
Естественно, те компании, которые, в принципе, ну, может быть, они думали, что пора уже двигаться в Digital, но у них не было желания, потому что у них было огромное количество денег в оффлайне, да, они сейчас все оказались тоже в такой ситуации, что либо ты в Digital, либо тебя нет. И тут вот очень важно внимательно следить за тем, какие новые конкуренты у вас появятся, потому что однозначно конкуренция вырастет. Сейчас все лихорадочно начинают переводить Digital все, что можно, и крупные, и тупые, и большие.
Сейчас всем просто нужно выживать, и Digital — это единственная возможность выжить. Поэтому конкуренция вырастет, требования повысятся, и ваша задача, конечно же, думать, какая же добавленная ценность будет у вас в такой ситуации. Если у вас бизнес маленький или средний, могут прийти крупные игроки и просто забрать то, что было ваше, если у вас не будет добавленной ценности.
И вот тут уже, возвращаясь на пункт вперед, миссия вам поможет. Формирование этой добавленной ценности поможет вам поймать, что вы делаете, какую же все-таки ключевую ценность вы несете, и как раз вот отстраиваться от конкуренции таким образом. Второй момент — доставка.
Тоже штука вроде очевидная. Но тут вот опять важно думать. Смотрите, крупные компании также приходят в доставку.
И мы понимаем, что те вещи, которые раньше мы покупали физически, сейчас с огромной скоростью перемещаются в интернет, и там останутся навсегда. И поэтому, если мы смотрим на бизнес, например, розничной торговли, нужно понимать, что базовые вещи будут уходить в доставку однозначно. Чтобы люди пришли к вам в магазин оффлайн, вы должны предложить им что-то еще.
Доставка сейчас до такой степени, что компании тестируют, каким образом доставлять горячее капучино. То есть уже не просто там еду холодную, а что-то уже такое, что сложно достаточно доставить. Это будет усиливаться, это будет развиваться.
Тоже внимательно за этим смотрите. Третий тренд, который я считаю, что усилится, это торговые центры, которые сейчас все больше и больше становятся местами притяжения. То есть те торговые центры, которые раньше были просто торговыми центрами, они скорее всего вымрут.
Если торговый центр не представляет из себя единую концепцию для предоставления какого-то впечатления, создания какой-то атмосферы, формирования опять же какой-то добавленной ценности, предложения большого количества услуг, то скорее всего этот торговый центр закроется через какое-то время, и он не будет существовать. Это повлияет на то, каким образом вы привлекаете якорных арендаторов, потому что если я раньше якорным арендатором условно считался перекресток, скорее всего он на какое-то время останется. Но с учетом предыдущего тренда доставки, где базовые вещи будут переведены в доставку, и в принципе я считаю, что это очень хорошо, потому что у нас в семье две женщины, я и дочка, и таскать на себе тяжести килограммовый продукт, это тяжело физически нам.
Если мы, допустим, научимся покупать какие-то базовые вещи, которые не портятся, которые не нужно выбирать дополнительно, которые мы еженедельно покупаем, и пусть нам их доставляют, как сейчас доставляют воду, это супер. И мы будем ходить тогда в магазин не за консервами, не за колбасой даже. Мы будем ходить, скорее всего, за приготовленными продуктами, за свежим хлебом, за какими-то дополнительными вещами интересными, за опять же тем же впечатлениями.
То есть об этом нужно торговым центром думать. Это то, что усилится. Что сломается?
Ну, я бы сказала, это громко, конечно, звучит, сломается, ничто быстро не сломается, ничто быстро не усилится. Но вот есть тренд урбанизации. Сейчас очень много идет обсуждение того, насколько же действительно обломается урбанизация.
Честно говоря, я не думаю, что люди перестанут ездить в города. Это просто экономическая причина. В городах деньги можно зарабатывать больше, чем в деревне.
Поэтому люди едут в города. Но, тем не менее, усилится тренд на субурбанизацию. То есть урбанизация продолжится, может быть, не так сильно, увеличится субурбанизация.
То есть люди будут пережать из городов в близлежащие поселения. Скорее всего, это все равно повлияет на урбанизацию, она будет развиваться не с такой скоростью. Будет отток, будет и приток не такой сильный, и будет еще сильнее отток.
Второй момент. Развитие влияния семьи ближнего круга. На самом деле сейчас, на данный момент, до коронавируса, шел тренд на одиночное домохозяйство.
То есть на домохозяйство, где есть один человек. Женщины не хотят выходить замуж. Мужчины не хотят жениться.
Никто не хочет рожать детей. В принципе, ситуация позволяет этим не заниматься, потому что можно всегда купить еду, доставку не нужно, чтобы жена готовила. Дома есть шуруповер, не нужен муж, который будет вкручивать какой-то шуруп.
В принципе, ситуация действительно такая, что можно жить одному. Но тот страх, о котором говорила Наташа, когда ты опускаешься в бездну, оно, я думаю, что очень многих людей вызовет желание иметь близких. Вторую половинку, завести детей.
Я думаю, что этот тренд сломается. Тренд на одиночество сломается, и все-таки такие традиционные ценности, как семья и дети, они станут иметь больше значения. Ну и третья история, которая, мне кажется, тоже немножко пообломится, это экономика шеринга.
Не все, конечно, но санитарные нормы, которые есть в машинах, в каршеринге, меня очень сильно, например, вызывают вопросы всегда. Каким образом компании будут обрабатывать свои машины, гарантировать, что у них нет в машине коронавируса? То есть, понятно, что есть экономика шеринга виртуальная, когда вы, например, покупаете станок ЧПУ и пользуетесь двумя бизнесами этим станком, и бывает очень даже конкретно, когда вы садитесь в чью-то машину, на которую кто-то ездил, вы ее трогаете руками, вы вообще там физически находитесь, чем-то заражаете.
Я думаю, что как раз санитарные нормы, новые санитарные нормы, которые появились, они немножко притормозят этот процесс.
[Камиль] (26:21 — 26:36)
Понятно. Да, Катя, давай прямо кратко сейчас, чтобы наши слушатели еще раз запомнили. То есть, digital trend, тренд на доставку, субурбанизация и остановка шеринга экономики, ну, по крайней мере, замедления.
Я что-то забыл?
[Екатерина] (26:37 — 26:47)
Еще усиление традиционных ценностей семьи и детей. Есть торговый центр, как место притяжения, именно эмоционального, а не просто такой вот утилитарной покупки чего-то.
[Камиль] (26:48 — 27:07)
Окей, спасибо, да. Итак, ребят, мы продолжаем говорить о том, как преодолеть состояние ступора и начать работать над возможностями. Обсуждаем вопрос трендов.
Наталья, слово тебе. Как ты считаешь, что будет впереди? На что нужно сейчас предпринимателям особое внимание обратить, как такая новая модель?
В какую сторону они должны смотреть сейчас?
[Наталья] (27:08 — 35:44)
Ну, вот смотрите, да, как раз в переходе от модели и от шеринга и от диджитал, да, я вот скажу такой интересный тренд, который уже виден на более подвижных странах, американских, например, на австралийском, даже в Японии видно его стало, и я думаю, что он и нас сейчас коснется, потому что это уже происходит в социуме, да. Это такое коллективное использование компетенции и талантов. Это то, к чему мы как бы модельно пока до конца не пришли в экономике знаний, но то, куда действительно стремятся.
Появилось огромное количество маркетплейсов для товаров, да. То, что Екатерина заметила, этот тренд вообще усиливается. Он шел и до пандемии, на самом деле он был основным в рынке торговли.
Переходили все, причем и цифровые маркетплейсы и в офлайне маркетплейсы развивались, да. Наверное, тренд на цифровизацию маркетплейсов усилится, или придут новые игроки, которые до этого на этом поле не играли. Соответственно, придут новые инвестиции в этот сегмент.
Совершенно четко видно, что появятся биржи талантов на новом уровне, на новом порядке. Причем это будет касаться даже экспертизы топового класса. Совершенно четко видно, что коллективное использование ресурсов, таких компетенций, скажем так, профильных.
Я вам могу привести пример. Это потрясающий акселератор, который сейчас запускает Goznak с консалтинговыми партнерами. Примеры можно привести как акселератор Glorox в девелопменте.
То есть люди дают деньги, люди дают экспертизу, люди дают возможности. Я бы сказала, что есть вот эти вещи, и они действительно меняют само устройство экономики, вызывают к жизни новые модели бизнеса. Второе, что совершенно четко видно, это больше активности в маркетинге.
Причем она становится более сложной. Да, растет запрос на большую компетентность, но в то же самое время и доступ к знаниям растет. Я посмотрела цифры.
Рынок онлайн образования за последний месяц вырос на 81%. Такого скачка не было никогда в этой части. Достаточно уже долгое время существует, и вдруг, внезапно, ментальный барьер учиться в оффлайне или в онлайне люди преодолели просто скачком по всей планете.
Соответственно, усилятся тренды на перенос интеллектуальных активностей и объединение команд вообще из всех точек мира. Очень длительное время мы с трудом, в большинстве компаний, принимали специалистов из разных уголков планеты. А вот сейчас пандемия делает этот вызов, и мы действительно меньше этого боимся и больше ментально к этому готовы.
Готовы делать такие трансформации внутри своего бизнеса. Я отдельно хочу коснуться еще цифрового тренда. Екатерина сказала про тренды, связанные с пользовательской частью.
А я все-таки хочу еще коснуться дигитализации основных бизнес-процессов. Это уникальная возможность для малых и средних компаний зайти на рынок больших игроков. Для того, чтобы маленький бизнес мог что-то в цифровизации сделать для очень большого, он должен был раньше пройти гигантскую какую-то историю, бюрократическую процедуру, огромную проволочку. Сегодня у кого нет времени подождать всех этих бюрократических процедур.
Всем очень срочно нужно перейти. Большие компании часто являются географически распределенными. Они распахивают двери, говорят, хорошо, заходите все, кто потенциально может, как экспертное сообщество.
Мы готовы нанимать даже не отдельные компании, а готовы нанимать такие конгломераты небольших компаний. В российском бизнесе таких возможностей, честно говоря, не было, наверное, никогда. Они вот только действительно нарождаются сегодняшним днем.
Понятно, что и самим компаниям придется больше общаться на уровне руководителей друг с другом, заключать некие стратегические партнерства, создавать альянсы. И, возможно, впервые в истории российской экономики малый и средний бизнес зайдет в такую тему, как слияние поглощения. Для того, чтобы объединиться, укрупниться и нормально взаимодействовать с большими компаниями, и компаниям большим это выгодно, возможно, что какие-то из отношений в перспективе будут переведены в долгосрочные инвестиционные со-партнерства и будут открыты новые программы.
Вот посмотрите на процессы трансформации больших бизнесов в дигитальное пространство, чем вы можете содействовать. Кроме этого, я бы еще заметила этот гигантский запрос на цифровой контент. Он был, он рос, и рос гигантскими темпами.
И вдруг просто прорвало абсолютно всех. Потрясающая совершенно вещь, это плюс 100 миллионов пользователей Зума в течение тоже, наверное, двух недель у них появилось. Гигантский рынок, было 60-70 тысяч пользователей King of Honor в Китае, это нормальная такая игра, она там продавалась, большой был сегмент спрос, это в день, 60-70 тысяч активных позиций.
Стало 100 миллионов. То есть я думаю, что компания, в принципе, вообще не представляла себе такого рода прорывы, но это означает, что пойдет гигантский спрос на поставку телекомоборудования, на специалистов, которые это обслуживают и сервируют, это маленькие команды, которые этих специалистов уже имеют, только они смогут ответить на этот запрос в рынок труда. Там просто изменится модель взаимодействия.
Еще какой тренд я вижу, из прям вот абсолютных возможностей, это то, что все компании сказали, ладно, до этого мы в искусственный интеллект инвестировали по остаточному принципу, теперь мы готовы рискнуть. Принципиально новые технологии заводятся в десятки труднодоступных отраслей. Примерно там у фармацевтической индустрии, даже на примере России, у нас, правда, есть совпадение закона, что можно продавать часть лекарства онлайн, стало с 1 апреля, тем не менее, плюс 382 миллиона рублей, это только на рекламу, только на продвижение для фарминдустрии.
Представьте себе, какое количество работы они дадут и маркетологам, и аналитикам, и исследователям, и каким-то другим компаниям, и доставщикам, и тем, кто работает во всей этой цепочке, и логистам, и водителям, и всем остальным. То есть это, на самом деле, совсем другие вещи, и они прям бурно очень происходят, эти явления, достаточно за короткий срок. Поэтому и компаниям, и людям, и командам нужно невероятно быстро изменяться под изменившиеся условия.
И, наверное, вот этот навык, эта компетенция, умение быстро меняться, умение простраивать крайне глубоко свои стратегии, доходить в них до сути ценностей, делать ценностный менеджмент. Вот огромное количество вещей из стратегической такой коробки, о чем говорила Катерина, и ты, Камиль, они сегодня невероятно востребованы. Именно искусство первых лиц команды, компании позволяет ей не только выжить, но и преуспеть.
Ну, собственно говоря, как и в любой другой кризис, не только как сегодня. То есть это просто управленческий вызов, и нам надлежит с ним справляться. Я еще вижу такой интересный тренд на кооперацию по всем видимым и невидимым, мыслимым и немыслимым вещам.
Я приведу прекрасный совершенно пример, который появился в первую неделю карантина во Владивостоке. Там потрясающий ресторан, который никогда не занимался доставкой, сказал, мы будем делать доставки. Они в своей линейке вынесли в том числе позиции совсем недорогие.
Вот то, что Катя сказала, очень многие компании, успешные бренды делают сейчас акценты на филантропические даже проекты, делают совершенно правильно. Они помогли другим ресторанам и рестораторам в городе Владивосток запустить доставку. Стали помогать и стали обзванивать менеджеров, подключать к единому колл-центру.
Они сказали, нам крайне важно, чтобы сохранилось сообщество рестораторов, с тем, чтобы этот бизнес остался как бизнес-модель, когда закончится острая часть пандемии, тем не менее останется еще и кризисная. Когда мы будем вместе удерживать уровень развития компетенции. Это то, что сделал кеш-н-кэри метро.
Они взяли и выбили шеф-поваров и эфир. То есть люди же переживают на уровне эмоциональном достаточно, это тяжело, в том числе наемные сотрудники. И вот это умение лидеров быстро объединиться, переориентировать людей, сказать, давайте просто попробуем делать, а там, если мы сохраним друг друга как специалисты, если мы сохраним друг друга как бизнес и клиенты, это то, что делают, например, там шведские граждане, когда они говорят, окей, мы все время ходили тут, периодически раз в неделю ужинали в ресторанчике в нашем доме, а теперь мы готовы ребятам заказывать доставку через день, лишь бы они выжили в этот кризис. То есть, есть очень интересный стратегический вызов для бизнеса в это время, это насколько надежен мой бизнес, насколько я глубоко думаю о своих клиентах, насколько я истинно забочусь и знаю их потребности, насколько я соответствую их инсайтам.
Это действительно стратегическая работа, но если вы до этого, может быть, не осознавали, но делали, сейчас у вас есть возможность осознать и делать это на более глубоком, более профессиональном уровне. Поэтому, конечно, это возможность улучшить ваш бизнес. Камиль?
[Камиль] (35:45 — 39:20)
Да, Наталья, огромное спасибо. Да, мы говорим про тренды, мы говорим про то, как начать работать над новыми возможностями на рынке после всего, что случилось. Я добавлю и расскажу про свое видение трендов.
Как я уже в начале эфира рассказывал, мой знакомый, который владеет кинотеатрами, он переориентируется, делает, ну, как бы, использовать почту сейчас немножко по-другому. Он там хочет сделать, ну, что-то типа парковки. То есть какие-то решения, они, понятно, что непростые, сложные и, может быть, даже примитивные.
Но, тем не менее, они есть, и я бы здесь не искал каких-то таких вот мега технологий, а смотрел бы на какие-то простые вещи. Прямо примитивная вещь, которая буквально многие наши клиенты, которые тоже, как Наталья и Екатерина сказали, думали, гадали, делать, не делать, и это сделали буквально за несколько дней. У нас есть один знакомый, мы с ним познакомились 4 года назад, когда ехали на одну конференцию, он 4 года не мог запустить свой интернет-магазин.
И вот он мне звонит, он даже не звонил мне до этого, говорит, я уже запустил, слушай, помоги мне там вот с тем-то, тем-то и тем-то. Я ему там рекомендовал книгу, мы сейчас написали книгу «Давай, продавай», он ее купил, и сейчас он занимается тем, что, ну, дальше и дальше развивается самостоятельно. То есть действительно сейчас есть очень простые способы, например, выхода в онлайн, которые не требуют каких-то больших, ну, я не знаю, таких вот действий, которые позволяют вам тот товар, который вы продавали в оффлайне, начать продавать в онлайне.
Вот это прям, ну, такие из простых вещей, которые можно делать и которые многие сейчас делают. Это, конечно же, один большой тренд, это онлайн-торговля. Я категорически согласен с Натальей по поводу образования, то есть я считаю, что сейчас это большой тренд, у меня трое детей у самого, у Чиру у нас там, да, мы другие сервисы используем, явно они растут, то есть это очевидно, что это будет дальше расти.
Из того, что вот коллеги не сказали, я хочу добавить историю про медицину. Люди, очевидно, по-другому будут относиться к себе и к своему здоровью. То есть до этого, ну, было допустимо, я не знаю, там, чуть-чуть у меня там, что-то температура, я пойду схожу там на работу, там и так далее, да, кашель, и это было нормально для какой-то аудитории ходить на работу чуть-чуть нездоровым.
Вот это, я думаю, будет искореняться, и, соответственно, появится, ну, большая экономика вокруг этого, да. Ну, в принципе, Наталья вот сказала про фармацевтическую отрасль, про доставку, да, товар в том числе, и сервисы будут, конечно же, развиваться, сервисы, которые определяют твое здоровье, то, что Яндекс, там, и другие ребята запускают, сервисы, которые самостоятельное обучение, да, здоровью, там, определенные культуры здоровья и так далее, и так далее. Конечно, это будет развиваться, если вы хотите здесь, ну, и понимаете, о чем речь, то, конечно, можно об этом говорить.
Есть еще, ну, много-много вещей, в принципе, у нас достаточно много мыслей, мы просто уже в эфире достаточное время. Давайте, наверное, коллеги, сейчас сделаем как? Прямо экспресс просто ответы, и будем заканчивать.
Я напомню, что у нас эфиры проводятся каждый четверг. Следующая тема, которая у нас будет проходить, это «Ваш бюджет резко сократился. Что оставить, чтобы выжить?
Что делать со стратегией?». Также мы рассматриваем вопросы во всех соцсетях, где мы транслируем, так что пишите в комментариях, мы очень внимательно будем их читать и выносить их в новые эфиры. Коллеги, давайте по, наверное, такие одному, там, два ключевому тезису скажем, и будем заканчивать эфир.
Катя, тебе слово.
[Екатерина] (39:22 — 39:40)
Ну, я считаю, что сейчас очень важно вспомнить, что мы все люди, что люди – это творцы, что вокруг нас тоже люди, что мы можем, оперевшись на себя, помогать тому, помогать тем, кому тяжелее, и из этого строить дальнейшие действия.
[Камиль] (39:41 – 39:42)
Наталья?
[Наталья] (39:43 — 40:03)
Я считаю, что предприниматели обладают уникальным даром, даром предпринимателя, то есть вести людей, строить новую реальность, объединяя вокруг себя других людей, как сотрудников, так и клиентов. Поэтому я считаю, что просто оставайтесь с собой, рискуйте, пробуйте, у вас обязательно все получится, а с авоськой опыта у вас гарантированно получится классно.
[Камиль] (40:04 — 40:16)
Да, ребята, это была Авоська опыта. Еще раз, веры вам, больших стремлений и новых открытий. Спасибо, с вами были Камиль Калимулин, Екатерина Кузнецова и Наталья Красильникова.
До встречи в следующем эфире в четверг. Пока-пока, ждем ваших комментариев.
[Екатерина] (40:17 — 40:18)
Пока-пока, спасибо.
[Наталья] (40:19 – 40:20)
Пока-пока, спасибо.